Социальный педагог Осыченко Екатерина Андреевна

Отчет о деятельности социальной службы МОБУ «СОШ № 49» г. Оренбурга за 2015-2016 учебный год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

учителям общеобразовательных школ при работе

с неуспевающими и слабо успевающими учащимися

/Использование учителем в своей работе данных рекомендаций позволит повысить качество знаний и успеваемость учащихся./

 

         При работе с данной категорией учащихся учитель должен руководствоваться следующими правилами:

 

понимать и без оценочно принимать внутренний мир своих учеников;

вести себя естественно, в соответствии со своими взглядами и чувствами;

к школьникам относится доброжелательно, с уверенностью в возможности и способности каждого ученика;

стимулировать и активизировать осмысленное учение и свободное развитие личности, познавательные мотивы школьников, их любознательность;

помогать учащимся формулировать стоящие перед ними цели и задачи;

максимально использовать различные технологии, формы, методы и средства обучения;

использовать различные виды обратной связи между ним и учеником: собеседования, опрос-диалог, дискуссия, совместно-групповые формы обучения и т.д.;

поддерживать групповые формы работы учащихся;

предоставлять учащимся разнообразные учебные материалы.

 

 

СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ

неуспевающим и слабоуспевающим учащимся может включать следующие меры:

 

помощь в планировании учебной деятельности;

повторение и выполнение минимального количества заданий для ликвидации пробелов и устранения типичных ошибок;

дополнительное конструирование в ходе учебной деятельности;

помощь в алгоритмизации и развитии различных психических процессов с использованием памяток, инструктивных карточек и упражнений;

стимулирование активности учащихся в учебной деятельности путём поощрений, создание ситуации успеха и т.д.;

контроль за учебной деятельностью, побуждение к самоконтролю и взаимоконтролю.

При работе с детьми данной категории основным подходом является так называемое «поддерживающее обучение». Суть его заключается в том, что новая  информация выдаётся небольшими дозами  в сочетании с индивидуальными заданиями и сопровождается детальным обсуждением каждого фрагмента самими учащимися.

Учитель делает короткую презентацию, включает в обсуждение учебного материала школьников, а затем продолжает работу с содержанием нового материала и вновь привлекает учеников к самостоятельному осмыслению и объяснению услышанного. Далее он может дать новую порцию материала с последующей самостоятельной работой учащихся. Разные виды поддержания активности на занятиях в достаточной мере чередуются, что позволяет учителю постоянно управлять познавательной деятельностью учеников.

Для того чтобы дать ученику почувствовать ответственность за свою работу, предлагается чаще давать ученикам небольшие задания, выполнения которых позволит проводить самооценку полученных результатов и чувствовать «продвижение» в учёбе. Эти учащиеся больше других нуждаются в создании ситуации успеха.

Для достижения большей эффективности процесса должны быть правильно соотнесены психолого-педагогические особенности учеников и специфика учебного процесса.

психолого-педагогические особенности учеников

специфика учебного процесса

Повышенная утомляемость, ослабленное здоровье.

Правильное распределение учебного времени на занятиях. Смена вида деятельности. Благоприятный эмоциональный климат.

Медленный темп учебной деятельности

Согласование темпа объяснения материала с возможностями его осознания учениками. Включение в процесс обучения различных форм помощи ученикам.

Недостаточное развитие психических функций

Построение системы коррекционно-развивающих занятий на учебном материале, органически включённых в учебный процесс.

Отсутствие или низкий уровень мотивации обучения

Разработка системы учебных занятий, повышающих интерес к изучаемому. Оценка и поощрения малейших успехов ученика.

 

При обучении используется метод «малейших шагов» с большой детализацией, развёрнутостью действий  в форме алгоритмов, с использованием предметно-практической деятельности детей.

На различных этапах занятия с неуспевающими и слабоуспевающими учениками могут быть использованы следующие виды помощи:

 

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательностью при проверке знаний, умений, навыков;

Снижение темпа опроса, выделение дополнительного времени при подготовке ответов на вопросы учителя;

Предложения учащимся примерного плана ответа;

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления или процессы;

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала:

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы;

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении к выводам и обобщениям.

При организации и в ходе самостоятельной работы на занятиях:

Выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их;

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

Предупреждение о возможных затруднениях, использования карточек –консультаций, карточек с направляющим планом действий;

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

Напоминание приёма или способа выполнения задания;

Указание на необходимость актуализировать то или иное действие, правила;

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнения;

Инструктирования о рациональных путях выполнения заданий, требования к их оформлению;

Стимулирование самостоятельных действий, тщательный контроль за выполнением заданий, указания на ошибки, проверка, исправления.

 

Особенности педагога, работающего с одаренными детьми

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.

Всегда немного странно воспринимать кипучую деятельность государственных структур по подготовке педагогов и созданию учреждений для работы с детьми, имеющими различные дефекты развития, поведения, личности. И можно только удивляться равнодушию и где-то даже негативному отношению к одаренным детям. Почему о недостатках, проблемах, трудностях говорить чуть ли не почетно, а о достоинствах, успехах нужно умалчивать, и разговор об этом возводится в ранг невоспитанности, нескромности?! Здесь, безусловно, нужно анализировать условия общественного бытия, когда на достаточно большом временном отрезке воспитание шло по пути нивелирования индивидуальности. Иметь собственное мнение и видение было нескромным, необходимо было “подтвердить” свои мысли у авторитетов или коллектива. Это был период воспроизводства среднего производителя с коллективной ответственностью. Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.

В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека. Поэтому давайте любить себя и заботиться о собственной индивидуальности.

 

Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Воспитание ребенка – это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Результаты активного слушания

1. Исчезает  или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.

2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше

3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

 

ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

1. Повернитесь к ребенку лицом. Его и ваши глаза должны находиться на одном уровне.

2. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

3. Важно в беседе «держать паузу».

4. Повторите услышанное и обозначьте чувство ребенка.

 

Поощрение и наказание в семье

Обычно много споров внушает вопрос о физических наказаниях. Лично я определенно против них. Они оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей. Позитивного результата от них меньше, чем негативного. Единственный вариант физического воздействия, который не внушает сомнения – это обуздание разбушевавшегося ребенка.

Естественное следствие непослушания – это один из видов наказания, исходящий из самой жизни, и тем более ценный, так как винить в подобных случаях ребенку некого, кроме самого себя.

Малыш, оцарапанный кошкой, или школьник, получивший двойку за невыученный урок, может быть, впервые почувствует смысл родительского требования, не трогать кошку или выучить урок.

Один такой опыт стоит десятка словесных наставлений.

Хотя порой родителю и хочется сказать: «Я же тебя предупреждал…», «Не послушался – пеняй на себя». Этого делать не стоит. Во-первых, ребенок прекрасно помнит о вашем предупреждении, во-вторых, он сейчас расстроен и глух к любым разумным замечаниям; в-третьих, ему тяжело признаться в своей ошибке, и он готов оспаривать вашу правоту.

Второй тип наказаний – более привлечет, он исходит от родителя. Все начинается с предупреждения: «Если ты не…, то…», а заканчивается выполнением обещенного. Например: «Если ты не прекратишь грубить, я поставлю тебя в угол», «Если ты не уберешь комнату, то не пойдешь гулять». Этот вариант приемлем. Такие наказания называют условными следствиями непослушания, потому что они не вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются родителями по их усмотрению.

Применяя наказания лучше придерживаться важного правила: наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое.

Пример: В семье заведено, что по выходным мама печет яблочный пирог или вы вместе отправляетесь на прогулку… дети очень ценят подобные семейные традиции. Это настоящий праздник для ребенка. Однако, если случается непослушание или проступок, то «праздник» в этот  день  или неделе отменяется и т.д.

Наказание ли это? Конечно, и довольно ощутимое! И главное – не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо, когда родитель не дарит ими свое время, потому что расстроен или рассержен.

А что бывает, если из-за того, что родителю всегда «некогда», все воспитание ограничивается требованиями, замечаниями и наказаниями?  Как правило, в таких случаях добиться дисциплины бывает намного труднее. Но главное – это опасность потерять контакт с ребенком: ведь временное недовольство, которое здесь неизбежно, будет накапливаться и разъединять.

- С поощрениями все понятно.

- Нехватка времени родителей.

- Сколько раз в день обнимаете и целуете ребенка?

- Битьё – это выплескивание своей негативной энергии и эмоций.

 

Памятки для родителей

Тактика  родителя  по отношению к детям,

занимающим неблагоприятное положение в коллективе.

 

1.Отказаться  от частого  подчеркивания способностей одних  и неуспехов других.

2. Отказаться  от прямого противопоставления детей друг другу.

3. Не «пилить» и не ругать при всех.

4. Замечать даже маленькие  успехи слабых, но не подчеркивать это  как нечто  неожиданное.

5. Постоянно  подчеркивать, что отношения в семье должны определяться не только  успехами, но и  теми добрыми делами, которые совершил ребенок для других.

6. Чаще  разговаривать с замкнутыми и «неинтересными» ребятами, ведь положение ребенка во многом  подражательно.

7. Бережно относиться к женской гордости и мужскому  достоинству.

8. Все, что  происходит с ребятами,  принимать всерьез.

9. Внимательно относиться ко всем внешним проявлениям личности ребят.

10. Изучать свойства каждой личности, взятой  изолированно и  в соприкосновении с другими.

11. Определять  мотивы поведения, выяснять причины каждого отклонения.

12. Изучать  круг интересов, выяснить, чем может быть  интересен каждый  для других.

13. Учить ребенка анализировать свои действия.

 

Рекомендации родителям  гиперактивных детей  с истерическими реакциями

 

1.   Игнорировать истерические реакции.

2.   Предупредить класс не обращать внимания в момент истерики.

3.   Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

4.   Не стремиться угодить.

5.   Не обращать  постоянно внимания на  его плохое поведение- это ему и надо подсознательно.

6.   Чаще давайте  понять, что он вправе  сам  решать  и нести ответственность за свои решения и поступки.

7.   Занять  таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться  среди своих  сверстников, а не поведением, так как неутомима жажда признания.

8.   Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.

9.   Требует  много льгот для себя.

10.  Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

11. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание.

12. Пусть эмоции будут проявляться  бурно, но не грубо, а рамках дозволенного.

13. Усилить четкую  систему поощрений и наказаний (наказание- неподвижностью) Такое наказание он запомнит.

14. Если ребенок  осознал  проступок, то с ним  беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.

15. Влияние  всепрощающих взрослых устраняется. Семья как один человек – требования всех членов едины.

16. Ожесточить режим. Пресекать  бесцельное времяпровождение.

17. Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.

18. Не позволять выполнять другое  дело, пока не доделает до конца первое.

19. Четко  ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

20. Повышать самооценку, уверенность в себе.

 

Правила благополучного родителя

1. Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

2. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.

3. Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.

4. Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.

5. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и тоскливой.

6. Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.

7. Родители, которые хотят иметь детей, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребенка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.

 

Формы и методы работы с родителями.

 

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется:

-     наглядная пропаганда,

-     посещение семей,

-     родительские собрания,

-     беседы и консультации,

-     конференции родителей,

-     устные журналы,

-     анкетирование,

-     дни открытых дверей,

-     круглые столы,

-     организация клубов,

-     организация деловых игр.

Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.

а) Посещение семей

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

2. Определение уровня педагогической культуры родителей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Решать эти задачи можно при помощи различных методов работы с родителями, но наиболее действенной формой для этого является посещение семей.

Профессиональный социальный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. При каждом последующем посещении семьи воспитатель или социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Например, при посещении на дому семьи ребенка раннего возраста выдвигаются следующие цели и темы бесед: “Условия для развития предметной деятельности ребенка”, “Соблюдение режима дня ребенка раннего возраста”, “Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка” и др. Цели посещения на дому старших дошкольников иные: “Трудовые поручения и обязанности ребенка в семье”, “Формирование первоначальных навыков учебной деятельности будущего школьника в семье”, “Воспитание интереса к книге”, “Подбор игрушек” и др. К примеру, посещая малообеспеченую семью, можно выяснить, какие конкретно трудности они испытывают; продумать, чем ДОУ может помочь семье (бесплатное посещение детского сада, покупка игрушек и т.п.). Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность.

Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки.

б) Наглядная пропаганда.

Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа “Для вас, родители”, содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой план работы. Затем педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду. Под общим заголовком, к примеру, “Чем занимались ваши дети сегодня”, помещаются выписки из календарных планов, краткие выписки о выполнении программы.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.

В разделе “Советы и рекомендации” под руководством психолога и социального педагога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах.

Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. В подготовительной группе материалы стенда можно посвятить следующим темам: ”Чему должны научиться дети в подготовительной группе к школе”, “Совместная подготовка детей к школе в семье и детском саду” и т.д. Для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Так же можно поместить перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.

Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. Обычно их готовят к праздникам: “Здравствуй, Новый год!”, “У мамы руки золотые”, “Скоро в школу” и т.п., а так же они посвящаются определенным темам, например: “Любовь, дружба, взаимное уважение - основа нормального развития детей” (для многодетных семей), “Воспитание трудолюбия в семье”, “Я сам”, “Мир вокруг нас” и т.д.

На выставках используются различные материалы. Например, на выставке по теме “Радость творчества” можно разместить работы детей и родителей из природного материала, рисунки, аппликации, вышивка, макраме и т.д., на выставке “Родители - детскому саду” - изготовленная родителями кукольная одежда, различные поделки и т.п.

Желательно оформлять выставки на темы, касающиеся различных аспектов воспитания (трудового, эстетического и т.д.): “Мы трудимся, стараемся”, “Красота и дети”, “Мы и природа” и др.

Оформление выставок может быть различным, в зависимости от тематики. На выставке на тему “До свидания, детский сад, здравствуй, школа!” можно поместить предметы, необходимые первокласснику: ручки, карандаши, пенал, тетради, ранец и др., фотографии различных вариантов уголка школьника в семье, советы о режиме жизни ребенка-школьника и т.д.

При знакомстве родителей с физическим воспитанием в семье на выставке можно использовать фотографии, текстовой материал о пользе физических упражнений, перечень основных движений, которыми должны овладеть дошкольники.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

Для неполных семей можно оформить папку на тему “Воспитать ребенка полноценным”:

1) рекомендации психолога;

2) консультация для родителей;

3) статьи по теме;

4) где найти поддержку в кризисной ситуации (рекомендации социального педагога).

Вот, например, какие материалы можно поместить в папке на тему “Игра детей как средство воспитания”:

1) высказывания классиков педагогики о назначении игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста;

2) какие игрушки необходимы ребенку того или иного возраста, перечень игрушек и фотографий;

3) как организовать игровой уголок дома;

4) краткая характеристика видов игровой деятельности в разном возрасте, ее роль в нравственном воспитании, примеры сюжетно-ролевых игр;

5) рекомендации по руководству детской игрой в семье;

6) список рекомендуемой литературы.

В папке-передвижке на тему “Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию” можно подобрать следующее:

1) текстовый материал о значении физического воспитания детей дошкольного возраста;

2) консультация для родителей на определенную тему;

3) рекомендуемые упражнения для детей дошкольного возраста;

4) планы-конспекты физкультурных занятий;

5) рекомендации, советы по организации физической деятельности в семье;

6) фотоматериал, отражающий занятия физическими упражнениями в детском саду;

7) газетные и журнальные статьи.

О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

продолжение материала